Севастьянов
Дионисий
Михайлович:
+7 916 273 48 40
то доставляют писания умеющим читать их, то доставляют иконы неученым, когда те смотрят на них: икона служит простому народу вместо книги.
Это изречение принадлежит средневековью, применительно к которому оно совершенно справедливо. Ибо в те времена даже неграмотные люди отлично разбирались в том, на какой сюжет написана икона, какие персонажи в ней главные, какие второстепенные; они понимали смысл каждого их жеста, любого движения; более того, понимали, почему в одном случае персонаж представлен с коробочкой в руках, а в другой – с ключом, что означает в данной композиции дерево или какая-нибудь архитектурная деталь и отчего они изображены, например, не с правой стороны, а с левой.
ногие летописные источники и исторические факты, записанные и оставшиеся устными предания, рассказы современников, наконец, сами иконы свидетельствуют о живом и действенном значении иконописного образа в Древней Руси. Икона не только с исчерпывающей полнотой выражала миросозерцание Руси, но являлась и активной участницей русской жизни. Узловые события русской истории совершались под покровительством чудотворных образов. В летописи на протяжении многих веков заносились как немаловажные факты, касающиеся перемещений, поновлений, созданий и явлений новых икон. Вероучебные и практические вопросы иконописания ставились на Поместных Соборах Русской Православной Церкви . Делатель икон выделялся из разряда обычных верующих и почитался, как сказано в "Деяниях" Стоглавого Собора, "паче других человек". К жизни иконописца, к его "чистоте душевной и телесной" предъявлялись особые требования. Среди иконописцев мы находим и представителей высшей церковной иерархии. Это "митрополит Макарий, который, по словам летописи, "бе иконному писанию навычен" и который писал и обновлял многие иконы, митрополит Афанасий, митрополит Симон, ростовский архиепископ Феодор, племянник преподобного Сергия, митрополит Петр, который, по словам новгородской летописи, "извыче иконному художеству", и другие.