Севастьянов
Дионисий
Михайлович:
+7 916 273 48 40
асма или ручное тиснение по золотой и серебряной фольге — это одна из самых распространенных техник ювелирного искусства Средневековья, широко используемая для выполнения окладов икон и предметов церковной утвари. Она является одной из древнейших техник металлообработки.
Техника ручного тиснения по золотой и серебрянной фольге и ее основные традиции имеют ветхозаветные истоки также, как и само иконопочитание имеет библейские основы. В технике тиснения позолотому листу были изготовленны Соломоном прообразы первых икон. Это рельефные изображения херувимов, пальм и распускающихся цветов.
Сам драгоценный металл с яркой сверкающей поверхностью символичен ровно как и техника тиснения, используемая для изготовления окладов икон, священных предметов церковной утвари. Окованный серебрянным или золотым окладом, не подверженным коррозии и тлению, священный предмет или икона уподоблялись "святым дарам", закрытым в ковчеге. Оклад, закрывающий священный предмет и тем самым создающий определенную дистанцию можно назвать "драгоценным мостом" между святыней и молящимся.
На Руси басма встречается с 11 века, наследуя прежде всего византийские традиции оковывания священных предметов драгоценной фольгой. Ручное тиснение по фольге широко распространилось во всем православном мире и имело на Руси традицию развития вплоть до конца 18 века. Многообразие материалов и техник изготовления матрицы - чеканка, литье, обронная гравировка или резьба по кости и камню отражались на характере оттиска басмы, его четкости, плавности, своеобразии моделировки рельефа. Часто матрицы отливали из медного сплава по готовым образцам и затем дополнительно дорабатывали различными чеканами или резцом. Такой оттиск точно передавал тончайшие детали и особенности техники изготовления матрицы, что делало зачастую тиснение идентичным чеканным образцам с четкими деталями рельефа. Такую технику называли "басмой на чеканное дело". Как правило, серебрянная басма набивалась на иконы узкими полосами шириной 7-10см. Чтобы рельеф на листах маленькой толщины басмы не сминался, поверхность иконы перед набиванием часто покрывали жидкой горячей смесью сосновой смолы и воска. Тиснён на серебрянной фольге и допольнительно проработан ряд окладов икон из Троице-Сергиевой Лавры. Например, оклад 15 в. иконы "Владимирская Б. М." с рельефным изображением на полях Деисуса и святых, розетками сорнаментами переплетающихся трав.
Все многообразие ручного тиснения 15-17 вв. можно разделить по технологическому приему изготовления на две группы. Первая группа- это произведения, при изготовлении которых была использована контррельефная матрица. Вторая группа, более широкая- это произведения, выполненные по рельефной матрице. Басменные изображения подразделяются на две группы - сюжетные и орнаментальные. Сюжетные композиции встречаются значительно реже орнаментальных. Сюжетная басма имеет разнообразные, невысокого рельефа изображения деисуса, распятия, ангелов, евангелистов, серафимов и херувимов, различных святых и праздников. Такие басменные изображения были скомпонованы в различные клейма: прямоугольные, квадратные, круглые, арочные, крестовидные и другие. Уподобляясь иконе, эти басменные изображения крепились на венцах, цатах, полях икон, выносных крестах и царских вратах и др. предметах, а так же нашивались на церковные облачения.
В 15-17 вв. русскими мастерами изготавливалась чешуйчатая серебрянная басма, где гладкие чешуйки перемежались с фактурными. Подобный узор напоминает рыбью чешую. Чешуйчатой позолоченной басмой покрыта риза на иконе "Спас мокрая брада" 16 вв. из Покровского монастыря в Суздале.
Вся эта традиция и техника строго соблюдается при современном изготовлении басмы. Орнамент для матрицы тщательно разрабатывается на основе памятников византийского и древнерусского ювелирного исскуства. Мастер пытается сделать особенным каждый виток и цветок в орнаменте, который оживает при оттиске.Сочетание и разнообразие не только в орнаменте но и в модуле. Икона или обрамление иконостаса, украшенные басмой, дают возможность представить и понять тот богатый византийский и древнерусский христианский мир, который почти не сохранился и только изложен в исторической хронологии.