Севастьянов
Дионисий
Михайлович:
+7 916 273 48 40
равославный храм, по учению отцов Церкви, не является просто зданием, предназначенным лишь для богослужебной цели. В православном храме все имеет свое глубокое символическое значение. Каждая часть храма отвечает потребностям богослужения и в то же время заключает в себе особый таинственный смысл, что наиболее полно раскрывается в монументальной живописи, имеющей своей целью наглядно выразить в духовных образах догматическое учение Церкви. Священные изображения, находящиеся на стенах храма (иконы, мозаики, фрески), таинственно содержат в себе присутствие того, кого они изображают, и это присутствие тем теснее, благодатнее и сильнее, чем более изображение (образ) соответствует церковному канону.
Храм есть символ вселенской Церкви, "корабль" в безбрежном житейском море. Храм служит символом горних, Небесных обителей и воплощением видимого мира. Алтарь символизирует Небесный мир, т.е. Церковь торжествующую, и святилище с Животворящей Господней трапезой. Средняя часть храма есть место видимого мира — Церковь воинствующая.
Каждая часть храма имеет свое определенное значение, сообразно с которым усвояется ей и символическое значение; это значение наглядным образом выражается в монументальной живописи. Размещение изображений в храме связано с символикой его архитектурных частей. Однако в этом случае канон священных изображений не представляет собой шаблона, по которому все храмы должны расписываться одинаково. Канон дает широкий выбор, как правило несколько священных сюжетов для одного и того же места в храме.
По глубокому смыслу православного вероучения Солнце правды, Свет истинный, Иисус Христос является тем духовным центром и вершиной, к которой стремится в Церкви все. Глава Церкви — Христос; Ему отводится в системе росписей высшая точка — купол. Господь царит над всем миром; Он объединяет Церковь земную и Небесную. Чаще всего Христос изображается в куполе в виде Пантократора (Вседержителя) с Евангелием ("Аз есмь свет миру" (Ин. 8,12)), с благословляющей десницей. Нередко Христа окружают Небесные силы — Ангелы и Архангелы.
В барабане купола традиционно пишутся пророки или апостолы. Им не случайно отведено это место. Одни предвозвестили Христа, другие, став Его учениками, распространили во все концы вселенной христианское учение. Также в барабане купола видим восемь Ангельских — Небесных чинов, призванных блюсти землю и народы. Архангелы обычно изображаются со знаками, выражающими особенности их небесного служения.
На парусах, поддерживающих купол и барабан, представлены евангелисты, распространившие евангельское учение. Храм символизирует корабль, движение которого определяют паруса. Как корабль движется ветром посредством парусов, так Церковь утверждена на четырех Евангелиях, распространенных во все концы вселенной.
Главное место в системе храмовых росписей занимают композиции алтарной апсиды. Роспись алтаря идейно связана с изображениями в куполе. Центральное место в апсиде занимает изображение Богоматери ("Знамение" или "Нерушимая Стена"), вокруг Которой изображаются Херувимы. Богородица предстает как Царица Небесная, Заступница за род человеческий. Эта композиция является важной догматической и идейной частью всей храмовой росписи. В древних храмах алтарные преграды возводились невысокими, и потому изображения были видимы из храма. Богородица всегда является всем нуждающимся первой заступницей перед Своим Сыном. Нередко по сторонам Богоматери изображаются Архангелы. В верхней части свода алтарной апсиды иногда помещают композицию "Уготованный Престол" ("Этимасию").
Ниже изображения Богоматери в алтарной апсиде находится композиция "Евхаристия", которая состоит из двух частей. С одной стороны Христос преподает апостолам Евхаристический Хлеб, с другой стороны — Евхаристическую Чашу. Ниже нее в алтаре располагаются образы святителей и учителей Церкви. Образы святителей и учителей Церкви в алтаре неслучайны. Они — прямые преемники апостолов, на их учении утверждается Церковь. Из числа святителей наиболее часто встречаются изображения свтт. Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Двоеслова, папы Римского как составителей текстов Божественной Литургии. Святители преимущественно изображаются в полный рост и обращены своими взорами к горнему месту.
Система росписей алтаря имеет важное вероучительное и догматическое значение. Здесь представлено величественное изображение Богородицы, Заступницы за весь род человеческий. Композиция "Евхаристии" наглядно представляет и вместе с этим связывает воедино события в Сионской горнице и совершающуюся в храме Литургию. Лики святителей и учителей Церкви, находящиеся в нижней части алтарной росписи, говорят о преемстве святительского служения, воедино связывая прославленный лик святых и служащих в храме епископов и пресвитеров, продолжающих дело евангельского служения.
В древности в алтаре жертвенника не было. Он устраивался в особом помещении, в древнерусских храмах - в северном приделе, соединенном с алтарем небольшой дверью. Подобные приделы с двух сторон от алтаря к востоку повелевалось устраивать Апостольскими постановлениями: северный придел предназначался для предложения (жертвенника), южный - для сосудохранилища (ризницы). Позднее для удобства жертвенник был перенесен в алтарь, а в приделах чаще всего стали устраиваться храмы, то есть ставили и освящали престолы в честь священных событий и святых. В архитектуре, если мы говорим о росписи в жертвеннике, имеется в виду - роспись в той части алтаря, где стоит жертвенник. Роспись диаконника — роспись той части алтаря или того места в храме, где находится ризница.
Каноны росписей боковых частей алтаря — жертвенника и диаконника — отличаются меньшей устойчивостью, их варианты отражают конкретное назначение данного храма. Наиболее часто в жертвеннике помещается изображение Богоматери и композиции из Новозаветной Истории, связанные с Рождеством Христовым, что напрямую связано с литургическим действием проскомидии. В диаконнике — образы святых архидиаконов или композиции из Новозаветной Истории, но часто здесь бывают и композиции из жития св. Иоанна Предтечи.
Средняя часть храма символизирует, прежде всего, горний, Ангельский мир, область Небесного бытия, где пребывают все праведники, но она же изображает и область земного бытия. Как нерасторжимы Церковь земная и Небесная, так нерасторжимо и все учение Церкви. Небесная Церковь связана с земной подвигом мучеников, исповедников, святителей, преподобных. Мученики — опора Церкви, и потому они всегда пишутся на столпах. Часто образы мучеников размещаются и на стенах центральной части храма.
Все стены центральной части храма имеют свои сложившиеся каноны росписей. Наиболее часто росписи храма показывают события из Священной Истории Ветхого и Нового Завета. Композиции размещаются в верхней части основного пространства в определенных рядах (от трех до пяти) и несут важный догматический и учительный характер. Это: "Праздники" (Рождество, Крещение, Благовещение и др.), композиции из жития Богоматери, святых и др. Если храм посвящен Богоматери, то большинство росписей изображают житие Пресвятой Богородицы.
Особое место в росписях храма занимает западная его часть, где часто встречается картина "Страшного Суда". Восток — Горний мир — противопоставляется миру греха и соблазна. Композиции западной части зачастую очень повествовательны и образны.
Украшаются росписями и мозаиками и входные ворота в храм (как изнутри, так и снаружи). Здесь часто изображается образ Богоматери как Покровительницы дома Божия. На откосах порталов видим Ангелов, стоящих на страже дома Господня.
Стенные росписи, как правило, не достигают пола. От пола до границы фресок (высотой в рост человека) идут панели, на которых нет священных изображений. С древнейших времен на этих панелях писали убрусы (полотенца), украшенные орнаментами, что придает особую торжественность стенным росписям, которые как великая святыня как бы преподносятся молящимся по древнему обычаю на украшенных полотенцах. Они же символизируют и чистоту храма, его незыблемость и вечность.
Общая система росписей наших храмов представляет собой разнообразную по масштабам и времени исполнения картину. В разное время происходили изменения в росписях, дополнялись или удалялись некоторые композиции, но в своей основе сюжет росписей и канон остались неизменными и по сей день. Все росписи, соединенные в единую догматическую систему, представляют собой важнейшую часть православного храма и находятся в неразрывной связи с архитектурой и литургическим действием. Они служат образным назиданием, своеобразным живописным Евангелием всего учения Церкви, помогая открыть каждому всю важность главнейшего события для людей — спасения.
Наша иконописная артель на протяжении многих лет занимается монументальной живописью в храмах и расценивает данную работу как основной вид деятельности местерской. Если вам нужна роспись в храме - обращайтесь к нам, и мы вам непременно поможем.